Психологическая служба

                     

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Гимназия № 11 "Гармония"

                                                                  

 

Психологическая служба

 

 

Родительский клуб

«Самая большая на Земле роскошь —

это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент Экзюпери

 

«Дети никогда не слушают старших,

но никогда не ошибаются, копируя их»

Джеймс Болдуин

 

20 ноября прошло очередное заседание родительского клуба. Тема разговора : «Общение в семье». Пожалуй, редкая семья не испытывает потребности в разговоре на эту тему: как правильно построить разговор с ребёнком, как доходчиво объяснить ему «что такое хорошо и что такое плохо» и многие другие вопросы, связанные с общением с ребёнком интересуют родителей.    Проводила заседание Родительского клуба психолог высшей квалификационной категории Радюк И.В. Итак, о чём шёл разговор?

 

Целью работы клуба является -  повышение уровня психологической компетенции родителей. Перед данной встречей были поставлены следующие задачи:

1.     Активизировать роль родителей в процессе организации общения в семье.

2.     Выявить значение общения в семье для благоприятного психического и психологического  развития личности ребёнка.

 

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми и психически здоровыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек развивает все свои высшие познавательные способности и человеческие качества. Через активное общение с развитыми личностями, он сам превращается в личность.

 

Если бы с рождения человек был лишён возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным,культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни оставаться полуживотным, лишь внешне анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишённым общения, с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остаётся биологическим существом в своём психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

 

Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (её назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила ещё более 10 лет. Средства массовой информации сообщали ещё о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен в Индии и снова среди волков, два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. Ещё несколько случаев: в Индии в стае волков был найден мальчик, 2 мальчика были обнаружены в стае обезьян. По-видимому  дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, не ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям, не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки. Они отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками, стрекозами; воду лакали. Срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.

 

Итак, психическое развитие ребёнка начинается с общения. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. В процессе работы родители самостоятельно сформулировали, а потом познакомились с научным определением «общение», выполняя упражнения почувствовали, что может мешать эффективному общению с ребёнком, а что помогать. Психологом была предложена анкета, которая заставила родителей задуматься: «Всё ли делаю правильно, общаясь со своим ребёнком?»

 

·        Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребёнком?

·        Какими словами Вы называете ребёнка когда сердитесь?

·        Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребёнка (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается)?

·        Сколько раз в течении дня вы обращались к ребёнку с отрицательным упрёком, замечанием?

·        Посчитайте, сколько раз в течение дня вы обращались к ребёнку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой)?

·        С каким выражением лица вы чаще всего обращаетесь к ребёнку?

 

Родителям было интересно услышать ответы на эти же вопросы (перефразированные для ребят) учащихся одного из классов гимназии. Там есть о чём задуматься!

Родители познакомились с «Правилами общения с ребёнком» и «Принципами семейного воспитания».

 

Правила общения с ребёнком

·        Общение «глаза в глаза».

·        Обращение по имени или социальному статусу (сын, дочь).

·        Оценивать поступок, а не личность ребёнка.

·        Я-высказывание.

·        Исключить обзывания, прозвища и сравнения (не в пользу ребёнка особенно).

·        Не вспоминать все прошлые проступки и ошибки.

·        Демонстрировать любовь и доверие.

 

Принципы семейного воспитания

1.     Принятие ребёнка.

2.     Признание ребёнка.

3.     Родительская любовь.

4.     Принцип доступности.

 

Помните!

 

·        Ребёнка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

 

·        Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.

 

·        Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.

 

·        Ребёнок растёт в терпимости — он учится понимать других.

 

·        Ребёнка хвалят — он учится быть благородным.

 

·        Ребёнок растёт в безопасности — он учится верить в людей.

 

·        Ребёнка поддерживают — он учится ценить себя.

 

·        Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.

 

·        Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

 

"Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети,- говорит украинская народная мудрость.- Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды".

 

В конце занятия у родителей была возможность высказать своё мнение о встрече.

 

Мне сегодня было интересно, когда:

·        проводили практические упражнения, высказывались мнение групп,

·        я ещё раз услышала о том, что я делаю правильно и что неправильно,

·        на протяжении всего занятия,

·        мы работали в парах, узнали много нового про детей, как с ними себя вести,

·        на протяжении всего занятия,

·        мне была интересна полностью вся тема, вообще очень интересные и полезные наши встречи.

       

Для меня сегодня было новым:

·                   мне были новыми теоретические познания,

·                   пример с рекламой: «Да ну её, эту посуду!»,

·                   новые ощущения, новая информация,

·                   всё! Всё очень интересно!!!

·                   правильные приёмы общения с ребёнком,

·                   по поводу собственного мнения.

 

Я бы хотел, чтобы на следующем занятии:

·                  мне удастся побывать,

·                  следующее занятие состоялось,

·                  мне всё очень понравилось!!! Хочется  узнать ещё побольше, как себя вести со своим ребёнком,

·                  продолжать занятия в Родительском клубе,

·                  очень хотелось бы, чтобы наши встречи продолжались.

Дата последнего обновления страницы 21.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения