| ||||||
|
| |||||
Психологическая служба
Родительский клуб
20 ноября прошло очередное заседание родительского клуба. Тема разговора : «Общение в семье». Пожалуй, редкая семья не испытывает потребности в разговоре на эту тему: как правильно построить разговор с ребёнком, как доходчиво объяснить ему «что такое хорошо и что такое плохо» и многие другие вопросы, связанные с общением с ребёнком интересуют родителей. Проводила заседание Родительского клуба психолог высшей квалификационной категории Радюк И.В. Итак, о чём шёл разговор?
Целью работы клуба является - повышение уровня психологической компетенции родителей. Перед данной встречей были поставлены следующие задачи: 1. Активизировать роль родителей в процессе организации общения в семье. 2. Выявить значение общения в семье для благоприятного психического и психологического развития личности ребёнка.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми и психически здоровыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек развивает все свои высшие познавательные способности и человеческие качества. Через активное общение с развитыми личностями, он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишён возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным,культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни оставаться полуживотным, лишь внешне анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишённым общения, с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остаётся биологическим существом в своём психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (её назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила ещё более 10 лет. Средства массовой информации сообщали ещё о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен в Индии и снова среди волков, два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. Ещё несколько случаев: в Индии в стае волков был найден мальчик, 2 мальчика были обнаружены в стае обезьян. По-видимому дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, не ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям, не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки. Они отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками, стрекозами; воду лакали. Срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.
Итак, психическое развитие ребёнка начинается с общения. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. В процессе работы родители самостоятельно сформулировали, а потом познакомились с научным определением «общение», выполняя упражнения почувствовали, что может мешать эффективному общению с ребёнком, а что помогать. Психологом была предложена анкета, которая заставила родителей задуматься: «Всё ли делаю правильно, общаясь со своим ребёнком?»
· Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребёнком? · Какими словами Вы называете ребёнка когда сердитесь? · Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребёнка (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается)? · Сколько раз в течении дня вы обращались к ребёнку с отрицательным упрёком, замечанием? · Посчитайте, сколько раз в течение дня вы обращались к ребёнку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой)? · С каким выражением лица вы чаще всего обращаетесь к ребёнку?
Родителям было интересно услышать ответы на эти же вопросы (перефразированные для ребят) учащихся одного из классов гимназии. Там есть о чём задуматься! Родители познакомились с «Правилами общения с ребёнком» и «Принципами семейного воспитания».
Правила общения с ребёнком · Общение «глаза в глаза». · Обращение по имени или социальному статусу (сын, дочь). · Оценивать поступок, а не личность ребёнка. · Я-высказывание. · Исключить обзывания, прозвища и сравнения (не в пользу ребёнка особенно). · Не вспоминать все прошлые проступки и ошибки. · Демонстрировать любовь и доверие.
Принципы семейного воспитания 1. Принятие ребёнка. 2. Признание ребёнка. 3. Родительская любовь. 4. Принцип доступности.
Помните!
· Ребёнка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
· Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
· Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
· Ребёнок растёт в терпимости — он учится понимать других.
· Ребёнка хвалят — он учится быть благородным.
· Ребёнок растёт в безопасности — он учится верить в людей.
· Ребёнка поддерживают — он учится ценить себя.
· Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
· Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
"Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети,- говорит украинская народная мудрость.- Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды".
В конце занятия у родителей была возможность высказать своё мнение о встрече.
Мне сегодня было интересно, когда: · проводили практические упражнения, высказывались мнение групп, · я ещё раз услышала о том, что я делаю правильно и что неправильно, · на протяжении всего занятия, · мы работали в парах, узнали много нового про детей, как с ними себя вести, · на протяжении всего занятия, · мне была интересна полностью вся тема, вообще очень интересные и полезные наши встречи.
Для меня сегодня было новым: · мне были новыми теоретические познания, · пример с рекламой: «Да ну её, эту посуду!», · новые ощущения, новая информация, · всё! Всё очень интересно!!! · правильные приёмы общения с ребёнком, · по поводу собственного мнения.
Я бы хотел, чтобы на следующем занятии: · мне удастся побывать, · следующее занятие состоялось, · мне всё очень понравилось!!! Хочется узнать ещё побольше, как себя вести со своим ребёнком, · продолжать занятия в Родительском клубе, · очень хотелось бы, чтобы наши встречи продолжались. | ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 21.06.2023 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |